г. Соль-Илецк
ул. Карла Маркса, 6

8 (35336) 2-32-32, 2-33-54 (факс)
si@mail.orb.ru

Вопросы и ответы на них.

I. Вопросы в сфере финансовых услуг

Вопрос: Я несвоевременно возвращал в банк ежемесячные платежи по договору, теперь банк предъявляет мне очень большую неустойку. Могу я каким-нибудь образом уменьшить размер неустойки?

Ответ: В соответствии со ст. 333 Гражданского кодекса РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Для уменьшения неустойки Вы можете обратиться в Банк с соответствующим требованием. Если Банк откажется в добровольном порядке удовлетворить его, то необходимо обратиться с исковым заявлением в суд.

Вопрос: Я обратился в банк с заявкой на получение кредита. В банке мне сообщили, что кредитный договор будет заключен после того, как банк одобрит заявку, но на следующий день я передумал брать кредит. Могу я в этом случае отказаться от подписания кредитного договора?

Ответ: Согласно п. 2 ст. 821 Гражданского кодекса РФ заемщик вправе отказаться от получения кредита полностью или частично, уведомив об этом кредитора до установленного договором срока его предоставления, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или кредитным договором. Поэтому, потребитель вправе отказаться от кредита (от подписания договора) в любое время до даты выдачи кредита.

II. Вопросы в сфере жилищно-коммунальных услуг

Вопрос: Должны ли оплачивать коммунальные услуги граждане по коллективным (общедомовым) приборам учета, если квартира не приватизирована?

Ответ: В соответствии с п. 22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г.
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
В соответствии с п.п 1,2. ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает, в том числе и у нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора

Вопрос: Управляющая компания выставляет дополнительной строкой оплату за обслуживание домофона, хотя договор на обслуживание домофона уже заключен с компанией, которая устанавливала его. Насколько это законно?

Ответ: В соответствии с п. 7 Постановление Правительства от 13.08.2006г. № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» автоматические запирающиеся устройства дверей подъездов многоквартирного дома (домофон) включается в состав общего имущества. Однако, в каждом конкретном доме перечень работ и услуг, выполняемых управляющей компанией по содержанию общедомового имущества может быть различен, в том числе и по обслуживанию запирающих устройств дверей подъездов многоквартирного дома.
Если потребитель ранее заключил договор на обслуживание домофона с иной организацией, то оплата услуг производится в соответствии с заключенным договором.
Поэтому, если на сегодняшний день, у Вас действующий договор на обслуживание домофона с иной организацией, то в этом случае выставление счетов за обслуживание домофона от управляющей компании противоречит ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей». Так, согласно п.3 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от таких работ (услуг), а если они оплачены, потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.

Вопрос: В каких случаях управляющая компания имеет право включать  в квитанцию оплату за домофон отдельной строкой?

Ответ: Управляющая компания может предъявить потребителю оплату за домофон при наличии нескольких условий:
1. Если данная услуга (оплата за домофон) не входит в перечень услуг, оплачиваемых потребителем в составе содержания жилья.
2. У потребителя не заключен договор на обслуживание домофона с иной организацией.
3. Стоимость услуги за обслуживание домофона согласована общим собранием собственников многоквартирного дома.
Кроме того, если потребитель ранее оплачивал услугу за обслуживание домофона иной организации, то управляющая компания вправе включать в квитанцию оплату за домофон, только в том случае, если между этой организацией и управляющей компанией заключен договор по сбору средств с населения, и при этом, между потребителем и домофонной компанией заключено дополнительное соглашение к договору, с указанием нового порядка оплаты услуги.

III. Вопросы по приобретению  непродовольственных товаров

Вопрос: Что делать, если в приобретенном в период  распродажи (с сезонной скидкой) товаре (шуба) выявлены недостатки, а время распродажи закончилось. Какую сумму обязан вернуть продавец при возврате товара ненадлежащего качества?

Ответ: В соответствии с п.4 ст. 24 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п. 4 ст. 504 Гражданского Кодекса РФ  при возврате товара ненадлежащего качества покупатель вправе потребовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором розничной купли – продажи, и ценой соответствующего товара на момент удовлетворения требования.
Продавец обязан вернуть деньги за некачественную шубу по цене аналогичной шубы на момент удовлетворения такого требования.


Вопрос: можно ли вернуть кофту надлежащего качества на 15 день с момента покупки, которая не подошла по размеру и не была в употреблении?
Ответ:
в соответствии  п.1 ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе обменять товар в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.
Кофта  не входит в перечень непродовольственный товаров надлежащего качества не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.10.1998 № 1222 от 06.02.2002№ 81) и подлежит обмену.
Соответственно на 15 день Вы можете обменять товар надлежащего качества, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. При условии, что товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. (отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания).
В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе вернуть товар и потребовать возврата уплаченной денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение 3 дней со дня возврата указанного товара.


IV. Вопросы в сфере предоставления бытовых услуг

Вопрос: Ателье отказалось произвести ремонт сапог сославшись на неудовлетворительный внешний вид представленной обуви, потребителю пришлось обращается за услугой по ремонту обуви в другое ателье, расположенное на другом конце города?

Ответ: В соответствии  с п.3 ст. 426 Гражданского Кодекса РФ отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующей услуги не допускается. В соответствии  с п.4 ст.445 Гражданского Кодекса РФ Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.
Отказ в ремонте сапог в связи с внешним видом  не законен. Убытки (проезд до другого ателье и пр.) должен оплатить владелец ателье, в котором отказались от ремонта обуви, при наличии соответствующих доказательств (показания свидетелей, транспортный билет и пр.).

V. Вопросы по приобретению продовольственных товаров

Вопрос: При приобретении сигарет в летнем кафе мне выставили цену намного выше указанной на пачке цены, объясняя это тем, что табачные изделия в данном кафе реализуется только с зажигалкой. Насколько это правомерно?

Ответ: В соответствии с п.2 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг)  и  п.8 ст.3 Федерального закона от 10.07.2001 «Об ограничении курения табака» запрещается розничная продажа сигарет и папирос по цене, превышающей максимальную розничную цену, указанную на каждой упаковке (пачке).
В данном случае продавец обязан продать Вам  только табачные изделия и по цене не превышающий максимальную розничную цену, указанную на пачке.
Для привлечения виновного лица к административной ответственности Вы можете обратиться в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по месту нахождения кафе с приложением чека (пачки сигарет).

 Вопрос: Нужно ли оплачивать поврежденный в магазине товар?

Ответ: Если Вы случайно, без умысла, повредили принадлежащий магазину товар, например разбили банку с кофе, это произошло до момента оплаты, продавец не вправе требовать оплаты за испорченный товар. Порча принадлежащего магазину товара на его территории до момента оплаты является риском случайной гибели имущества или случайного его повреждения.
Риск случайной гибели или порчи отчуждаемых вещей переходит на потребителя одновременно с возникновением у него права собственности.
В соответствии с ст.211 Гражданского Кодекса РФ, Риск случайной гибели или случайного повреждения несет его собственник (магазин), если иное не предусмотрено договором. В данном случае, до оплаты товара в кассе, собственником является магазин.


VI. Вопросы по законодательству о защите прав потребителей

Вопрос: Что делать если продавец отказывается принять претензию (заявление)?

Ответ: Если продавец (исполнитель, изготовитель) отказывается принять или подписать Ваш экземпляр претензии (заявления), Вы можете:
 - в присутствии свидетелей сделать отметку  об отказе продавца (исполнителя, изготовителя) получить и/или подписать претензию;
- отправить претензию продавцу (исполнителю, изготовителю) по почте заказным письмом с уведомлением о