г. Соль-Илецк
ул. Карла Маркса, 6

8 (35336) 2-32-32, 2-33-54 (факс)
si@mail.orb.ru

Актуальные вопросы защиты прав потребителей услуг платежных агентов.

24.09.2015

Все чаще потребители рассчитываются за товары, работы или услуги через платежные агенты, такие как отделения банков, почты, платежные терминалы. Данные правоотношения регулируются Федеральным законом от 03.06.2009 №103-ФЗ «О деятельности по приему физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Закон), Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей). Что следует знать при совершении платежей посредством платежных агентов во избежание нарушений прав потребителей.

В каждом месте приема платежей платежный агент обязан обеспечить предоставление плательщикам следующей информации:  

- адрес места приема платежей;

- наименование и местонахождение оператора по приему платежей, а также его ИНН;

- наименование поставщика;

- реквизиты договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором и поставщиком;

- размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком оператору по приему платежей, в случае его взимания;

- способы подачи претензий;

- номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей;

- адреса и номера контактных телефонов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством РФ на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей.

При внесении платежа потребителю должен быть выдан кассовый чек, содержащий информацию о:

- наименовании документа – кассовый чек;

- наименовании оплаченного товара, работ, услуг;

- общей суммы принятых денежных средств;

- размере вознаграждения, уплачиваемого плательщиком, в случае его взимания;

- дате, времени приема денежных средств, номере кассового чека, номере контрольно-кассовой техники (платежного терминала);

- адресе места приема денежных средств;

- наименовании и местонахождении платежного агента (оператора, принявшего денежные средства) и его идентификационный номер;

- номере контактных телефонов юридического лица, получающего денежные средства плательщика (поставщика) и платежного агента (оператора), а также субагента, в случае приема платежа платежным субагентом.

Все реквизиты, указанные в кассовом чеке, должны быть четкими и легко читаемыми в течение не менее шести месяцев.

В случае, если деньги не дошли до адресата, необходимо позвонить по телефону, указанному в кассовом чеке (как правило, это телефон службы поддержки). При соединении с оператором назвать номер терминала, через который производилась трансакция и номер операции. По предоставленным данным служба поддержки найдет операцию в компьютерной системе учета. Зачастую ошибка при переводе денег возникает по вине самого потребителя в результате неправильно указанных им реквизитов. В этом случае, если платеж оказался не зачисленным, он попадет в список неисполненных трансакций, даже если терминал принял деньги и выдал чек, в такой ситуации оператор, как правило, вносит корректировку и проводит операцию в ручном режиме. Если деньги уже зачислены на чей-то счет по ошибке, то необходимо узнать адрес и подъехать в компанию, предоставляющую услугу. Чек служит безусловным подтверждением того, что деньги переводил именно данный гражданин. При невозможности решить проблему в устном порядке, необходимо составить письменную претензию в двух экземплярах, вручить один экземпляр под роспись представителю компании, либо направить по почте с уведомлением о вручении. После этого через десять дней у потребителя есть все основания при наличии чека обратиться в суд.

Не лишним будет знать и то, что при совершении платежа посредством платежных агентов именно они будут нести ответственность за несвоевременность зачисления денежных средств на счет продавца или исполнителя услуг. Данная ситуация трактуется п.3. ст.3 Закона согласно которому денежные обязательства потребителя за услуги, работы перед исполнителем, выполняющим работы, оказывающим услуги считаются исполненными в размере внесенных платежному агенту денежных средств, за исключением вознаграждения, с момента их передачи платежному агенту, а также ст.37 Закона о защите прав потребителей, которой установлено, что при использовании наличной формы расчетов оплата товаров (работ, услуг) потребителем производится в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в размере внесенных денежных средств с момента внесения наличных денежных средств соответственно продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

В связи с вышеизложенным, потребителям рекомендуется сохранять кассовый чек, выданный платежным агентом, до зачисления денежных средств на счет исполнителя, продавца.