г. Соль-Илецк
ул. Карла Маркса, 6

8 (35336) 2-32-32, 2-33-54 (факс)
si@mail.orb.ru

СУДЕБНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКИХ СПОРОВ

18.05.2021

В настоящее время споры с банками – частое и распространенное явление. Для правильной и своевременной защиты интересов необходимы знания законов и судебной практики.
Оформить кредит или открыть вклад не сложно. Банк предоставляет потребителям кредитные договоры, которые они зачастую подписывают не глядя и необдуманно, попадая в невыгодное для себя положение. Поэтому причины обращения за защитой интересов появляются уже после подписания договоров.
Действующий гражданский кодекс устанавливает основные правила кредитования населения (ст.807—823, ст. 927—970 ГК РФ). Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» является одним из основных актов, в котором описаны права и обязанности потребителей и способы зашиты их прав. Закон РФ от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» регулирует правила выдачи займов гражданам, описаны права и обязанности обеих сторон кредитного договора. Работу кредитных организаций регулирует Федеральный закон №395-1 «О банках и банковской деятельности». ФЗ № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ» контролирует вопросы страхования, конкретизируя основные положения по поводу Гражданского кодекса Российской Федерации. Несоблюдение законодательных норм может обернуться судебным спором с банком.
Если у заемщика возникли претензии к банку, он должен правильно составить претензию с указанием требований о восстановлении нарушенных прав и направить ее на юридический адрес банка либо вручить представителю в офисе банка (поставив отметку о принятии).
С 01.01.2021 года для потребителей финансовых услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями, ломбардами и кредитными организациями предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования споров, если размер требований потребителя о взыскании денежных сумм не превышает 500 тысяч рублей, которые разрешает финансовый уполномоченный (омбудсмен).
В суд потребитель вправе обратиться в случаях, установленных ст. 25 Федерального закона от 04.06.2018 № 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг", а именно, в случае непринятия финансовым уполномоченным решения по обращению по истечении предусмотренного законом срока рассмотрения обращения и принятия по нему решения; прекращения рассмотрения обращения финансовым уполномоченным в соответствии; несогласия с вступившим в силу решением финансового уполномоченного.
При составлении искового заявления необходимо учесть, что к спорам с банками применяется общий срок исковой давности – 3 года.
Законом определен момент, с которого данный срок начинает исчисляться.
Требования гражданина к банку, как правило, носят претензионный характер, а значит срок исполнения таких требований определен моментом востребования. Если претензия содержит требование выполнить действия в определенный срок, то срок исковой давности исчисляется с момента окончания срока исполнения требований.
Исковое заявление должно соответствовать требованиям Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (статья 131). Помимо правильного оформления, к иску нужно приложить доказательства обстоятельств, на которые ссылается потребитель (копии договоров, квитанций, претензий и т.д.). Как указывает процессуальное законодательство, отсутствие в иске этих сведений ведет к его оставлению без движения, что увеличивает время судебной тяжбы.
Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации определено, что спор с банком рассматривается:
- мировыми судьями, если размер иска не превышает ста тысяч рублей;
- районными судами, при исковых требованиях на сумму от ста тысяч рублей.
В соответствии со ст. 28, ч. 7 и 10 ст. 29 ГПК РФ потребитель вправе предъявить иск в суд по своему месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика, либо по месту заключения или исполнения договора. В соответствии со ст. 89 ГПК РФ при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав.