г. Соль-Илецк
ул. Карла Маркса, 6

8 (35336) 2-32-32, 2-33-54 (факс)
si@mail.orb.ru

«Депозит за столик в ресторане: правомерно ли это?»

23.07.2021

Депозит – фиксированная сумма, которую потребитель вносит еще до того, как сел за стол, и на которую заказывает напитки и еду.
Однако рестораны, караоке-клубы, бары являются предприятиями общественного питания и договор об оказании услуг общественного питания относится к числу публичных договоров.
В силу ч. 1 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится.
Согласно ч. 2 ст. 426 ГК РФ в публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.
Частью 3 ст. 426 ГК РФ предусмотрено, что отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
Зачастую остаток депозита возвращают далеко не всегда. Например, потребитель внес 2000 рублей как депозит, взял стакан сока и салат за 600 рублей. Остаток – 1400 рублей – ему обязаны вернуть. Если ресторан пытается доказать, что это плата за вход или потребитель не достиг минимальной суммы заказа – это неправомерно. Ни на первое, ни на второе ресторан не имеет права.
Поэтому, если потребитель внес в кассу какую-то сумму, а потратил не всё, ресторан вправе вернуть вам разницу.
В соответствии с ч. 2 ст. 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон) запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.
В связи с чем, требование о минимальной стоимости заказа является неправомерным, так как нарушает право потребителя на свободный выбор товаров, работ, услуг. Происходит обуславливание приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров.