ИТОГИ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ПО ВОПРОСАМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЗА 2023 ГОД
09.02.2024
В 2023 году в Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области (далее —Управление) от потребителей поступило на 8 % меньше обращений, чем в предыдущем году. Изменилась структура обращений — на 23 % снизилась доля жалоб на сферу розничной торговли.
Граждане жалуются на:
- недоведение полной и достоверной информации о товарах и продавцах;
- отказ в удовлетворении требований потребителей о замене товара ненадлежащего качества, возврат денежных средств, устранение недостатков;
- навязывание дополнительных платных услуг при продаже товара и др.
При этом за последние 3 года в 2 раза увеличилось число жалоб в сегменте дистанционной продажи товаров и услуг (заключение договора через интернет). Здесь основной причиной обращений служат неисполнение договора (отмена заказа, отсутствие товара на складе и др.), непредставление информации о продавце, отказ в возврате денежных средств и др.
Увеличилось число обращений в сфере оказания различных видов услуг.
Наибольший удельный вес составили жалобы:
- по вопросам связи — 19 %,
- ЖКХ и бытового обслуживания — 14 %,
- финансового рынка — 12 %,
- медицинских услуг — 6 %,
- транспортных — 5 %.
В сфере связи проблемными вопросами являлись:
- изменение тарифных планов (в том числе размер тарифа) оператором связи в одностороннем порядке,
- подключение дополнительных услуг и списание денежных средств без согласия абонентов,
- отказ в перенесении абонентского номера в сеть другого оператора связи и др.
В финансовом секторе граждане недовольны:
- начислением процентов и наложением штрафов из-за несвоевременной выплаты долга;
- навязыванием дополнительных банковских (страховых) услуг;
- взиманием комиссии за переводы;
- платой за выдачу справок о задолженности;
- нарушением условий кредитного договора и др.
Жалобы на сферу оказания транспортных услуг касались:
- недоведения информации о перевозчике,
- несоблюдения перевозчиком установленного расписания (длительное отсутствие маршрутного транспорта),
- невыдачи билета за проезд,
- грубого обращения водителя,
- отказа в приеме оплаты картой и др.
Единичные обращения поступили по вопросам оказания образовательных, туристских, культурно-развлекательных услуг, риэлторских услуг и др.
По всем обращениям приняты соответствующие меры: в 95 % случаев разъяснены требования действующего законодательства; 0,5 % обращений стали основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий; в 7 % случаев рассмотрения обращений объявлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
По результатам рассмотрения 44 обращений Управлением поданы в суды исковые заявления, которыми в пользу потребителей присуждено более 3 млн руб.
Необходимую консультацию по вопросам защиты прав потребителей, в том числе по подготовке проектов претензий и исковых заявлений, можно получить:
- в общественной приемной Управления по тел. 8 (3532) 44-23-54;
- Консультационном центре ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» по тел. 8 (3532) 43-08-19.