Финансовые услуги
05.03.2011
Достаточно большое количество
вопросов, возникает у граждан на действия банков.
Большинство из них связано с проблемой выплаты
высоких процентов по потребительским кредитам; с начислением штрафов за
нарушение сроков оплаты платежа по потребительскому кредиту; взысканием
денежных средств за открытие и ведение ссудного счёта.
Потребитель зачастую не в
состоянии самостоятельно разобраться в банковских договорах и просчитать
реальную стоимость предоставляемого кредита. В этом случае потребитель имеет
право требовать от представителей кредитной организации разъяснений
действительной стоимости получаемого им кредита. В соответствии с п. 1 ст. 10
Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», исполнитель
обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную
информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Пункт 1 статьи 16 Закона РФ
"О защите прав потребителей" чётко закрепляет положение о том, что
условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами,
установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в
области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
В заключаемых кредитных
договорах наиболее часто встречаются следующие условия, ущемляющие права
потребителей по сравнению с действующим законодательством, на которые нужно
обращать своё внимание:
1. Навязывание
дополнительных услуг, имеющих самостоятельный предмет и неохваченных волей
потребителей. Так, при получении денежных средств на приобретение транспортного
средства, условие об обязательном страховании причинения вреда жизни и здоровью
(как правило, в рекомендованной страховой компании) является обязательным для
заёмщика. Выполнение подобного требования влечёт увеличение расходов потребителя.
(Ст. 395 ГК РФ не предусматривает обязательного страхования указанных выше
видов рисков). Сходную природу имеет и условие о взимании дополнительных
комиссий за открытие и ведение расчётного или ссудного счёта, за рассмотрение
кредитной заявки, выдачу кредита и т.п. Использование подобного механизма
приводит к «удорожанию» финансовой услуги.
2.
ущемление права потребителей на неизменность условий договора (т.е. закрепление
возможности его изменения или расторжения по желанию банка). Исходя из толкования
норм гражданского законодательства, подобные действия являются недопустимыми. К
данным нарушениям Управление относит включение в договор условий:
- о возможности
одностороннего расторжения договора банком при нарушении заёмщиком любых своих
обязанностей;
- об одностороннем
изменении условий кредитования по заключённым договорам;
- об одностороннем
изменении процентной ставки (ст. 29 ФЗ «О банках и банковской деятельности»);
3.
Возложение на потребителя не предусмотренной гражданским законодательством
ответственности в виде штрафов и неустоек за несвоевременное внесение
платежей.;
4.
Ограничение права потребителя на досрочное исполнение обязательств, путём
установления штрафов за досрочное погашение кредита;
5.
ограничение права потребителя на свободный выбор территориальной подсудности.
Типовыми формами договоров, как правило, предусмотрено, все иски к банку должны
быть рассмотрены по месту нахождения банка и ли его филиала (представительства);
6. Нарушение права потребителя на
свободу распоряжения принадлежащими потребителю гражданскими правами и свободу
договора. Указанное нарушение выражается во включении в договор условий,
запрещающих заёмщику (потребителю) выступать поручителем иных лиц; передавать в
залог своё имущество третьим лицам; получать кредиты в иных кредитных
организациях без письменного уведомления или согласия банка.
На основании вышеизложенного,
хотелось бы дать потребителям, планирующим получение кредита общие
рекомендации:
- не заключать
договоры, предварительно не ознакомившись со всеми условиями, в том числе
указанными в качестве приложений; попросить сотрудников банка представить
договор для внимательного изучения;
- не стоит брать
кредит, не ознакомившись с условиями договора на его получение в других
нескольких банках, чтобы иметь возможность сравнения условий; при этом
необходимо ознакомиться с информацией (счёт-выписка) о полной сумме, подлежащей
выплате, размере ставки по кредиту и предполагаемом графиком погашения кредита;
- подумайте, нужен
ли вам кредит по банковской карте. При этом ,как правило, данные кредиты
являются самыми дорогими;
- рекомендуем
предпочтение кредитному договору, денежные средства по которому получаются
наличными в кассе банка. Согласно законодательству, банковский счёт в данном
случае может быть открыт только с согласия гражданина и в любой момент
гражданин может отказаться от этой услуги;
- оказание услуг
по страхованию при предоставлении кредита не является обязательным. Такие услуги
могут быть предоставлены только с согласия потребителя;
- общаясь по
телефону с представителями банка помните, что ряд банков записывает все
телефонные разговоры;
- в случае
несогласия с суммой, указанной в выписке по счёту, необходимо сразу обратиться
в банк с письменной претензией с приложением копий документов, подтверждающих
обоснованность своих доводов;
- обязательно
сохраняйте договор и документы, подтверждающие оплату кредита;
- после выплаты
кредита рекомендуем получить справку в банке, подтверждающую исполнение со
стороны потребителя обязательств по договору;
- в случае
вынесения судебного приказа о взыскании задолженности по кредиту, с которым
гражданин не согласен, следует в течение 10 дней с момента получения приказа -
направить в суд возражения.