г. Соль-Илецк
ул. Карла Маркса, 6

8 (35336) 2-32-32, 2-33-54 (факс)
si@mail.orb.ru

Гарантийное и сервисное обслуживание бытовой техники.

24.09.2015

Гарантийное обслуживание товара – это устранение недостатков товара изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение установленного гарантийного срока.

Гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, связанные с безвозмездным устранением недостатков товара. Гарантийный срок в отличие от срока службы и срока годности является правом, а не обязанностью изготовителя.

            Гарантийный срок обеспечивает время для установления скрытых недостатков товара, которые не могли быть обнаружены при его обычной приемке. Гарантийный срок устанавливается изготовителем (продавцом) в его технической документации (договоре с потребителем) и исчисляется в единицах времени.

Гарантийный срок товара исчисляется со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара.

Если покупатель лишен возможности использовать товар, в отношении которого договором установлен гарантийный срок, по обстоятельствам, зависящим от продавца, гарантийный срок не течет до устранения соответствующих обстоятельств продавцом. Если иное не предусмотрено договором, гарантийный срок продлевается на время, в течение которого товар не мог использоваться из-за обнаруженных в нем недостатков, при условии извещения продавца о недостатках товара.

Если в купленном товаре есть комплектующие изделия или составные части со своими гарантийными сроками, то эти гарантийные сроки исчисляются в том же порядке, что и гарантийный срок на основной товар.

Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части товара считаются равными гарантийному сроку на основное изделие - если иное не установлено договором.

            В случае, если на комплектующее изделие (составную часть товара) в договоре установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, - потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия (составной части товара), при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие, - если иное не предусмотрено договором.

            Если на комплектующее изделие установлен гарантийный срок большей продолжительности, чем гарантийный срок на основной товар, - потребитель вправе предъявить требования в отношении недостатков товара при условии, что недостатки комплектующего изделия обнаружены в течение гарантийного срока на это изделие, независимо от истечения гарантийного срока на основной товар.

Следует отметить, что, в случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить соответствующие требования продавцу (изготовителю), если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

В случае продления гарантийного срока в связи с устранением недостатков товара: при выдаче товара изготовитель (продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан предоставить в письменной форме потребителю информацию:

- о дате обращения потребителя с требованием об устранении обнаруженных им недостатков товара,

- о дате передачи товара потребителем для устранения недостатков товара,

- о дате устранения недостатков товара с их описанием,

- об использованных запасных частях (деталях, материалах),

- о дате выдачи товара потребителю по окончании устранения недостатков товара.

Указанная информация, предоставляемая в письменной форме изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), формализует процесс устранения недостатков товара и служит дополнительной гарантией в случае возникновения нарушений прав покупателя, связанных с неправильным исчислением гарантийного срока на купленный товар с обнаруженными недостатками, ранее устраняемыми изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером).

Что касается срока устранения недостатков, то, если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, то эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно. При этом под словом "незамедлительно" понимается минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Особо следует обратить внимание, что срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о предоставленной законодателем возможности заключения соглашения о новом сроке устранения недостатков товара только в случае, если во время устранения недостатков товара станет очевидным, что они не будут устранены в определенный соглашением сторон первоначальный срок, то есть в случае существования объективных причин, с уважительностью которых будут согласны обе стороны: и покупатель и продавец. Отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов), оборудования, наличие иных подобных причин не является основанием для заключения соглашения о новом сроке устранения недостатков товара и не освобождает изготовителя (продавца, уполномоченную организацию или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) от ответственности за нарушение срока, определенного соглашением сторон первоначально, поскольку все вопросы, связанные с проведением соответствующих ремонтных работ по устранению недостатков товара, решает сам изготовитель (продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер).

В случае,  если  товар с недостатками относится к категории товаров длительного пользования, то изготовитель (продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязаны при предъявлении потребителем требования о предоставлении на период ремонта подменного товара, в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет.

Следует отметить, что предоставление товара длительного пользования, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, в пользование потребителя осуществляется только по его требованию.

Однако существуют товары длительного пользования, на которые данное требование не распространяется. Такие товары включены в Перечень товаров длительного пользования, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55.

Для того чтобы потребитель мог использовать товар в полной мере в течение всего гарантийного срока или срока службы, изготовитель обязан обеспечить в течение этого срока:

1) ремонт и сервисное обслуживание товара.

Под ремонтом следует понимать замену или переустановку каких-либо деталей товара, с целью налаживания его потребительских свойств.

Сервисное обслуживание - обслуживание товара в сервисных центрах производителя для наиболее эффективного использования товара;

2) выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимых для ремонта и сервисного обслуживания объеме и ассортименте запасных частей.

Изготовитель обязан делать это как в течение срока производства товара, так и после снятия товара с производства.

Если товар снят с производства, то изготовитель обязан обеспечить ремонт и сервисное обслуживание товара в течение срока службы товара, а если срок службы не установлен - в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.

Например, купленный товар по истечении двух лет пользования сломался и в мастерской заявляют, что товар снят с производства и нужных запчастей (деталей) нет и не будет. В этом случае можно предъявить требования изготовителю в части возмещения убытков.

На изготовителе лежит также ответственность за создание необходимого количества предприятий по техническому обслуживанию и ремонту либо за заключение на эти работы договоров с другими предприятиями. При этом изготовитель должен документально фиксировать начало производства товара и дату снятия его с производства.

Обязанность по созданию необходимого количества предприятий по техническому обслуживанию и ремонту лежит на изготовителе товара потому, что только он знает подноготную производства той или иной продукции. Это могут быть как собственные предприятия изготовителя, так и другие предприятия, с которыми изготовитель заключает договоры на данный вид работы.

Зачастую продукция изготовителей поступает в продажу не только в том регионе, в каком она производится, а по всей стране и за рубежом. Для этого создаются сервисные центры, а также заключаются договора с другими предприятиями. Как правило, изготовитель уже знает, какое количество запасных частей, какого ассортимента, вида, модели ему необходимо выпустить в определенный период.

Покупая бытовую технику, мы, как правило, интересуемся, где расположены сервисные центры данной продукции, чтобы в случае поломки, а иногда и при профилактическом осмотре, быстро устранить недостатки.

Если изготовитель ненадлежащим образом выполняет свои обязанности по обеспечению ремонта и сервисного обслуживания товара и (или) выпуска запасных частей, то потребитель вправе потребовать у изготовителя возмещения убытков в полном объеме, причиненных этим ненадлежащим выполнением обязанностей.

Убытки должны взыскиваться с изготовителя по общим правилам об ответственности за нарушение обязательства при осуществлении предпринимательской деятельности.